Аннотация к рабочей программе

Раздел I «Медиация. Базовый курс»

Дисциплина «Медиация. Базовый курс»


Цель: Формирование у слушателей системного представления о медиации как альтернативном способе разрешения споров, освоение базовых принципов, процедурных моделей и ключевых компетенций медиатора.


Краткое содержание: Курс закладывает теоретическую и практическую основу для ведения процедуры медиации. Слушатели знакомятся с историей и философией медиации, ее законодательной базой в РФ, а также основными принципами (добровольность, конфиденциальность, нейтральность). В рамках курса подробно разбираются процедурные модели «Поиск» и MIKADO©, отрабатываются фундаментальные коммуникативные, эмоциональные и аналитические навыки, необходимые для эффективной работы с конфликтами. Особое внимание уделяется этическим нормам и критериям успешности медиации.


Программа раздела построена на интерактивных методах обучения, включая онлайн-тренинги, деловые игры, симуляции и разбор практических кейсов.


Структура: Дисциплина состоит из двух последовательных модулей.


Общая трудоемкость: 64 академических часа.


Форма контроля: Зачет.

Модуль 1. «Введение в медиацию и её контекст»

Цель: Формирование у слушателей базового понимания сущности медиации, ее места в системе альтернативного разрешения споров (АРС) и освоение ключевых коммуникативных техник.

Краткое содержание: Модуль знакомит с понятием, историей и принципами медиации, проводится сравнительный анализ с судебной процедурой. Рассматриваются правовые основы медиации в России (ФЗ-193). Центральной частью модуля является изучение инструментов медиатора, психологических аспектов восприятия в конфликте и отработка техник активного слушания. Слушатели изучают пятифазную модель процедуры
медиации «Поиск» и учатся применять ее на практике в ходе симуляций и ролевых игр.

Формируемые навыки: Понимание преимуществ и ограничений медиации; применение техник активного слушания и задавания вопросов; ведение переговоров; понимание структуры и этапов медиационной сессии по модели «Поиск».

Общая трудоемкость: 32 академических часа.

Форма контроля: Текущий контроль интегрирован в практические занятия (анализ кейсов, участие в деловых играх и симуляциях медиационной сессии). Зачет выставляется по принципу «зачтено/не зачтено» на основе совокупных результатов участия слушателя во всех практических занятиях модуля. Для получения зачета необходимо продемонстрировать активное участие и освоение ключевых компетенций в каждой из описанных ниже форм контроля. Контроль является интегрированным и непрерывным, что позволяет преподавателю отслеживать прогресс каждого слушателя в режиме реального времени.

1. Разбор кейсов по классическим сферам применения медиации
Формат проведения: Преподаватель представляет группе учебный кейс — подробное описание конфликтной ситуации из реальной или смоделированной практики (например, корпоративный спор, семейный конфликт, трудовой спор). Слушатели в малых группах (3-5 человек) или индивидуально анализируют ситуацию, после чего происходит общее обсуждение, модерируемое преподавателем.

Что оценивается:
  • Аналитические навыки: Способность слушателя выделить суть конфликта, отделить позиции сторон от их глубинных интересов и потребностей.
  • Знание контекста: Понимание, является ли данный спор медиабельным, то есть подходящим для процедуры медиации, в соответствии с принципами и нормами ФЗ-193.
  • Сравнительный анализ: Умение аргументированно сравнить перспективы разрешения данного кейса через медиацию и через судебное разбирательство, выделяя преимущества и риски каждого подхода.
  • Активность в дискуссии: Умение четко формулировать свою точку зрения, слушать и конструктивно воспринимать аргументы коллег, участвовать в выработке общего группового решения.

2. Онлайн-тренинг по техникам коммуникации и Деловая игра
Формат проведения: Интерактивное занятие, где теоретические блоки немедленно закрепляются практическими упражнениями. Преподаватель демонстрирует конкретную коммуникативную технику (например, перефразирование, отражение эмоций, задавание открытых вопросов), после чего слушатели отрабатывают ее в парах или тройках в сессионных залах онлайн-платформы.

Что оценивается:
  • Техника активного слушания: Демонстрация умения точно перефразировать слова оппонента, резюмировать сказанное для проверки понимания и отражать его эмоциональное состояние, не давая оценок.
  • Техника задавания вопросов: Практическое применение различных типов вопросов (открытых, закрытых, циркулярных, гипотетических) для сбора информации, прояснения позиций и подведения сторон к осознанию их интересов.
  • Использование "Я-высказываний": Способность формулировать свои мысли и чувства без обвинения или осуждения собеседника, что является ключевым навыком для снижения эскалации конфликта.
  • Обратная связь: Умение давать и принимать конструктивную обратную связь от коллег и преподавателя по итогам выполнения упражнений.

3. Симуляция медиативной сессии по модели «Поиск»
Формат проведения: Это ключевое контрольное мероприятие модуля. Слушатели делятся на группы по три человека, распределяя роли: «Медиатор», «Сторона 1» и «Сторона 2». Каждая сторона получает конфиденциальную вводную информацию о своей роли и интересах в конфликте. Задача «Медиатора» — провести полноценную симуляцию медиационной сессии, следуя пятифазной структуре модели «Поиск».

Что оценивается (для роли «Медиатора»):
  • Структурирование процесса: Четкое следование этапам модели «Поиск»: вступительное слово медиатора, презентация сторон, дискуссия (работа с интересами и повесткой дня), поиск вариантов решения, подготовка соглашения.
  • Применение инструментов: Комплексное использование техник коммуникации, отработанных на тренинге, для управления диалогом.
  • Соблюдение принципов: Демонстрация нейтральности, беспристрастности и создание безопасной, конфиденциальной атмосферы для сторон.
  • Управление процессом: Способность управлять временем сессии, поддерживать конструктивный диалог, пресекать деструктивное поведение и возвращать стороны к повестке дня.

4. Ролевая игра "Офис медиатора" и Групповой анализ
Формат проведения: Моделирование ситуации первого контакта потенциального клиента с медиатором. Один слушатель играет роль медиатора, другой — клиента, который звонит или приходит, чтобы узнать о процедуре. Задача «медиатора» — грамотно презентовать услугу, объяснить ее суть, принципы и отличия от суда, а также ответить на каверзные вопросы клиента (например, "Вы даете гарантии?", "Сколько это стоит?", "Это законно?").

Что оценивается:
  • Коммуникативная компетентность: Способность ясно, доступно и убедительно объяснить сложные понятия (медиация, конфиденциальность, добровольность) неподготовленному человеку.
  • Профессиональная этика: Умение правильно выстроить диалог, установить доверительный контакт и корректно ответить на вопросы о гарантиях и результатах, не нарушая этических норм.
  • Самоанализ и групповой анализ: После завершения ролевой игры вся группа вместе с преподавателем проводит анализ. Оценивается способность слушателя, игравшего медиатора, адекватно оценить свои действия, а также умение других участников дать конструктивную обратную связь, подметить удачные ходы и зоны для роста.
Модуль 2. «Медиация как процедура. Медиативный подход»

Цель: Углубление знаний о процедуре медиации, освоение продвинутых техник работы с эмоциями и правовыми аспектами, а также формирование этической позиции медиатора.
Краткое содержание: Модуль посвящен детальному изучению процедурных моделей медиации, в частности модели MIKADO© с ее шестью областями применения.

Рассматриваются правовые вопросы, связанные с привлечением экспертов и статусом сторон. Значительное внимание уделяется развитию медиативно-резонансных и эмоциональных компетенций для управления сложными эмоциональными состояниями участников спора. Изучаются этические кодексы, критерии успешности медиации и правовой статус медиативного соглашения. Практическая часть сфокусирована на составлении и анализе проектов медиативных соглашений.

Формируемые навыки: Применение различных моделей медиации в зависимости от контекста спора; управление эмоциональной динамикой в переговорах; выявление и работа с этическими дилеммами; составление юридически корректных и исполнимых медиативных соглашений.

Общая трудоемкость: 32 академических часа.

Форма контроля: Составление и проверка проекта медиативного соглашения в рамках практических занятий; написание эссе (в рамках самостоятельной работы). Подробное описание форм контроля для второго модуля, основанное на предоставленных материалах.

Модуль 2. «Медиация как процедура. Медиативный подход»

Подробное описание форм контроля:
Контроль освоения материала в данном модуле является комплексным и нацелен на проверку как практических навыков, так и теоретического понимания сложных аспектов процедуры медиации. Он состоит из двух ключевых заданий: составления проекта медиативного соглашения (в рамках практических занятий) и написания эссе (в рамках самостоятельной работы).

1. Составление и проверка проекта медиативного соглашения (в рамках практических занятий)

Это задание является центральным практическим элементом контроля в модуле. Оно позволяет оценить способность слушателей синтезировать знания, полученные по всем темам модуля, и применить их для создания юридически и практически значимого документа.

Цель: Проверить умение слушателей трансформировать устные договоренности сторон, достигнутые в ходе симуляции медиации, в четкий, исполнимый и юридически корректный письменный документ, учитывающий интересы всех участников и потенциальные риски.

Процесс выполнения:
Вводный кейс: Слушателям предоставляется сложный кейс (например, из сферы корпоративного или семейного права), который разбирается в рамках деловой игры "Бюро медиаторов". Кейс специально разработан так, чтобы включать не только конфликт интересов, но и правовые нюансы, сильные эмоции сторон и необходимость определения статуса участников (как в теме 2.1).

Работа в малых группах: После проведения симуляционной медиационной сессии по данному кейсу, слушатели, работая в малых группах в сессионных залах, приступают к составлению проекта медиативного соглашения. Группа должна выступить в роли медиатора, который помогает сторонам зафиксировать их решения.
Перекрестная проверка (Peer-review): Готовые проекты соглашений передаются для анализа другой группе. Этот этап позволяет слушателям побывать в роли экспертов-аналитиков.

Критерии оценки при проверке проекта:
Полнота и конкретность: Отражены ли в соглашении все существенные условия договоренностей (кто, что, в какие сроки, в каком объеме делает)? Отсутствуют ли двусмысленные формулировки?
Юридическая корректность: Соответствуют ли положения соглашения базовым нормам применимого права (семейного, трудового, гражданского), обсуждавшимся на лекциях? Правильно ли определены стороны и их полномочия?
Исполнимость и реалистичность: Реально ли выполнить условия, прописанные в соглашении? Предусмотрены ли механизмы контроля за исполнением и действия сторон на случай нарушения договоренностей?
Нейтральность языка: Составлен ли документ в нейтральном, безоценочном и уважительном по отношению ко всем сторонам ключе?

2. Написание эссе (в рамках самостоятельной работы, 3 часа)

Это задание направлено на оценку глубины теоретического осмысления материала, аналитических способностей и формирования собственной профессиональной позиции слушателя.

Тема: "Возможности применения медиации при разрешении конкретного спора" (слушатель выбирает спор самостоятельно).

Цель: Проверить способность слушателя анализировать конфликтную ситуацию, оценивать ее медиабельность, прогнозировать возможный ход процедуры, а также рефлексировать на тему этических вызовов, с которыми может столкнуться медиатор.
Процесс выполнения: Слушатель самостоятельно выбирает реальный или гипотетический конфликт (например, из своей практики, из новостей, из литературы) и анализирует его с точки зрения медиативного подхода.

Структура и содержание эссе:
Описание конфликта: Краткое изложение сути спора, его участников и их первоначальных позиций.

Анализ медиабельности: Аргументированный ответ на вопрос, почему медиация является (или не является) подходящим методом для разрешения этого спора. Здесь слушатель должен использовать понятия из модуля: например, сослаться на модель MIKADO©, оценить эмоциональный накал сторон (тема 2.2), учесть необходимость сохранения отношений.

Прогноз процедуры: Описание возможных этапов медиации применительно к данному кейсу. Какие техники работы с эмоциями могли бы пригодиться? Какие правовые или экспертные вопросы могут возникнуть?

Этические дилеммы: Размышление о потенциальных этических сложностях (тема 2.3). Например, как обеспечить нейтральность, если одна из сторон вызывает больше симпатии? Что делать, если достигнутое соглашение кажется несправедливым?
Выводы: Обобщение о роли и потенциале медиации в рассматриваемом типе конфликтов.

Критерии оценки эссе:
Глубина анализа: Поверхностное описание или глубокое осмысление ситуации с применением изученного инструментария.
Аргументированность: Наличие логически выстроенных доводов, подкрепленных теорией из курса.
Понимание этических основ: Способность видеть и формулировать этические проблемы профессии.
Структурированность и ясность изложения: Логичность построения текста, грамотность и четкость формулировок.
Отлично, я проанализировал структуру ваших документов, содержание модулей и образец из "Приложения 1". На основе этого я подготовил подробное описание форм контроля для модулей с 3 по 6, полностью соответствующее вашему шаблону.

Раздел II

Развитие базовых навыков


Цель: Расширение инструментария слушателей за счет освоения продвинутых техник из смежных помогающих практик (НЛП, коучинг, системный и процессуальный подходы) для повышения их эффективности в работе со сложными коммуникативными и психологическими задачами в медиации.

Краткое содержание: Раздел посвящен углубленному развитию практических навыков медиатора. Слушатели изучают и отрабатывают инструменты нейролингвистического программирования (НЛП) для установления раппорта и работы с убеждениями.
Осваивают методологию персонального коучинга для помощи сторонам в постановке целей и поиске ресурсов. Знакомятся с системно-психологическим подходом для понимания скрытых динамик в семейных и организационных конфликтах, а также с процессуальной работой для исследования глубинных сигналов, телесных симптомов и сновидений как источников информации в конфликте.

Структура: Раздел состоит из четырех последовательных модулей.

Общая трудоемкость: 176 академических часов.

Форма контроля: Контроль осуществляется по каждому модулю отдельно в форматах, соответствующих его специфике (итоговая ролевая игра, демонстрационная сессия, зачет по совокупности практических работ).
Модуль 3. Нейролингвистика в профессиональной деятельности медиатора

Цель: Освоение слушателями ключевых инструментов НЛП (раппорт, лингвистические модели, рефрейминг) для эффективного управления коммуникацией, сбора точной информации и трансформации восприятия сторон в медиации.

Краткое содержание: Модуль знакомит с основами НЛП, применимыми в работе медиатора. Рассматриваются техники установления и поддержания раппорта через калибровку и подстройку. Детально изучаются лингвистические инструменты: Мета-модель для прояснения информации и Милтон-модель для создания конструктивного настроя.

Отрабатываются техники рефрейминга и работы с позициями восприятия для изменения отношения сторон к конфликтной ситуации.

Формируемые навыки: Установление доверительного контакта; точный сбор информации с помощью структурированных вопросов; переформулирование деструктивных высказываний в конструктивные; управление собственным состоянием и состоянием сторон; развитие эмпатии.

Общая трудоемкость: 48 академических часов.

Форма контроля: Итоговая ролевая игра.
Модуль 4. Персональный коучинг

Цель: Формирование у слушателей компетенций коучингового подхода для поддержки сторон в определении истинных интересов, постановке целей и поиске собственных решений в ходе медиации.

Краткое содержание: Модуль раскрывает сущность, принципы и этику коучинга. Слушатели изучают классические модели коучинговых сессий (например, GROW) и осваивают ключевые компетенции коуча: активное слушание, задавание сильных вопросов, создание партнерских отношений. Практические занятия сфокусированы на отработке навыков проведения индивидуальных развивающих встреч под наблюдением и с получением обратной связи.

Формируемые навыки: Проведение структурированной беседы по модели коучинга; применение открытых трансформирующих вопросов; поддержание
нейтральной коучинговой позиции; помощь клиенту в расширении осознанности и принятии ответственности.

Общая трудоемкость: 48 академических часов.

Форма контроля: Итоговая демонстрационная сессия.
Модуль 3. Нейролингвистика в профессиональной деятельности медиатора

Подробное описание форм контроля:
Контроль в данном модуле является комбинированным. Текущий контроль (упражнения, ролевые игры) обеспечивает поэтапное освоение техник, а итоговая аттестация в виде комплексной ролевой игры проверяет способность слушателя интегрировать полученные навыки в единый процесс, имитирующий реальную работу медиатора.

1. Итоговая ролевая игра
Это ключевое контрольное мероприятие модуля, завершающее его и служащее формой итоговой аттестации.

Цель: Проверить способность слушателя комплексно применять ключевые инструменты НЛП (раппорт, лингвистические модели, рефрейминг, работа с позициями восприятия) для управления процессом медиации, сбора информации и трансформации конфликтной ситуации.

Процесс выполнения: Слушатели делятся на группы по три человека, распределяя роли: «Медиатор», «Сторона 1» и «Сторона 2». Каждая сторона получает конфиденциальную информацию о своей роли и интересах. Задача «Медиатора» — провести фрагмент медиативной сессии по предложенному кейсу, продемонстрировав владение минимум тремя изученными техниками НЛП. Процесс сопровождается наблюдением преподавателя и других участников.

Критерии оценки (для роли «Медиатора»):

Установление и удержание раппорта: Демонстрация навыков калибровки и подстройки (вербальной и невербальной) для создания доверительной атмосферы.
Применение лингвистических моделей: Уместное использование вопросов Мета-модели для сбора точной информации и прояснения позиций сторон, а также элементов Милтон-модели для снижения сопротивления и создания общего рабочего настроя.

Использование техник изменения восприятия: Эффективное применение рефрейминга для переформулирования негативных высказываний в конструктивные, а также использование трехпозиционного описания для смещения фокуса сторон и развития эмпатии.
Интеграция навыков: Способность не просто применять техники по отдельности, а встраивать их в единую, логичную и гибкую стратегию ведения диалога.

2. Написание эссе (в рамках самостоятельной работы по Теме 3.2)

Цель: Оценить глубину теоретического понимания двух ключевых лингвистических инструментов, а также способность к аналитическому сравнению и определению контекста их применения в медиации.

Тема: "Сравнительный анализ и области применения Мета-модели и Милтон-модели в процедуре медиации".

Критерии оценки:
Понимание сути моделей: Четкое и корректное описание назначения, структуры и принципов работы каждой модели.
Сравнительный анализ: Аргументированное выделение ключевых различий (цели, тип вопросов/формулировок, воздействие на клиента) и сходств.
Практическая применимость: Описание конкретных ситуаций и этапов медиации, на которых целесообразно использовать каждую из моделей, с приведением примеров.
Структурированность и логика: Ясность изложения, логическая последовательность и аргументированность выводов.
Модуль 4. Персональный коучинг

Подробное описание форм контроля:

Оценка в данном модуле направлена на проверку практического владения коучинговым подходом. Текущий контроль (кейс-стади, ролевые игры) готовит слушателей к главному итоговому заданию — проведению полноценной демонстрационной коуч-сессии под наблюдением.

Итоговая демонстрационная сессия

Это центральное контрольное мероприятие модуля, которое является формой итоговой аттестации.

Цель: Проверить способность слушателя самостоятельно провести полноценную коучинговую сессию, следуя выбранной структурной модели (например, GROW), соблюдая ключевые компетенции и этические принципы коуча.

Процесс выполнения: Занятие проходит в тройках: «Коуч», «Клиент», «Супервизор/Наблюдатель». «Коуч» проводит 20-30-минутную сессию с «Клиентом» по заранее предоставленному учебному кейсу. «Супервизор» и преподаватель наблюдают за процессом, не вмешиваясь. После сессии проводится ее разбор: сначала самоанализ «Коуча», затем обратная связь от «Клиента», «Супервизора» и преподавателя.
Критерии оценки (для роли «Коуча»):

Следование коучинговой модели: Демонстрация умения структурировать сессию, последовательно проходя по этапам выбранной модели (например, Goal, Reality, Opportunities, Way Forward для GROW).

Владение ключевыми компетенциями:
Активное слушание: Глубокое слушание, отражение, резюмирование для демонстрации понимания.
Эффективные вопросы: Применение открытых, сильных, трансформирующих вопросов, направленных на расширение осознанности клиента, а не на сбор информации для коуча.
Создание и поддержание коучинговой позиции: Установление раппорта, создание безопасного и доверительного пространства, соблюдение баланса «поддержка-фрустрация», безоценочность.
Управление процессом: Способность управлять временем, удерживать фокус сессии на запросе клиента и заключать партнерский контракт на сессию.
Соблюдение этики: Демонстрация понимания и следования этическим нормам коучинга.
Модуль 5. Системно-психологический подход

Подробное описание форм контроля:
Контроль в этом модуле осуществляется кумулятивно. Итоговый зачет выставляется по совокупности результатов выполнения четырех практических работ, каждая из которых является формой текущего контроля по соответствующей теме. Успешное выполнение всех четырех работ свидетельствует об освоении материала модуля.

Практическая работа №1: Отработка техник работы с ключевыми системными динамиками

Цель: Проверить умение слушателей на основе учебного кейса идентифицировать базовые системные динамики (исключение, нарушение иерархии, баланса и т.д.) и применять адекватные разрешающие фразы.

Критерии оценки:
Точность диагностики: Правильное определение основной системной динамики, лежащей в основе проблемы клиента в кейсе.
Адекватность интервенции: Корректный подбор и точная формулировка разрешающих фраз, соответствующих выявленной динамике.

2. Практическая работа №2: Пошаговая отработка этапов расстановочной сессии

Цель: Проверить знание и понимание структуры расстановочной сессии и способность применять базовые навыки на каждом ее этапе.

Критерии оценки:
Следование структуре: Четкая демонстрация последовательности этапов (инструктаж, интервью, диагностика, трансформация, завершение).
Качество проведения интервью: Умение задавать системные вопросы для сбора ключевой информации и формирования точного запроса.

3. Практическая работа №3: Отработка технологий работы с темой отношений

Цель: Проверить владение специфическими техниками системной работы с запросами на тему партнерских отношений.

Критерии оценки:
Применение специальных техник: Демонстрация навыков диагностики и трансформации проблем в сексуальном, бытовом и целевом обмене в паре на примере кейса.
Работа с родовыми сценариями: Умение выявлять и предлагать интервенции для трансформации негативных родовых программ, влияющих на отношения.

4. Практическая работа №4: Отработка навыков в расстановке на достижение цели

Цель: Проверить умение применять системный подход для диагностики и устранения препятствий на пути к финансовым и карьерным целям.

Критерии оценки:
Навык диагностики: Способность с помощью системных инструментов определить, является ли цель клиента «своей» или «чужой», и находится ли клиент на «своем месте».
Работа с убеждениями: Демонстрация техник выявления и трансформации ограничивающих убеждений и системных сценариев, мешающих достижению цели.
Модуль 6. Процессуальная работа

Подробное описание форм контроля:
Аналогично предыдущему модулю, итоговый зачет выставляется по совокупности результатов выполнения четырех практических работ. Каждая работа нацелена на отработку и проверку освоения ключевых инструментов процессуально-ориентированного подхода.

1. Практическая работа №1: Работа с информационными каналами и вторичным процессом

Цель: Проверить базовый навык процессуальной работы — умение отслеживать информационные каналы клиента и фасилитировать развертывание сигнала из вторичного процесса.

Критерии оценки:
Точность наблюдения: Способность корректно определить занятые и незанятые информационные каналы клиента в учебной симуляции.
Навык развертывания: Умение предложить клиенту исследование сигнала через незанятый канал и поддержать этот процесс.

2. Практическая работа №2: Отработка навыка работы со сновидениями

Цель: Проверить умение применять техники процессуального подхода для извлечения послания и ресурса из сновидения.

Критерии оценки:
Структурирование работы: Способность провести клиента по алгоритму работы со сном (определение фигур, полярностей, исследование их посланий).
Нахождение и присвоение ресурса: Умение помочь клиенту обнаружить и интегрировать ресурс, скрытый во вторичном процессе сновидения.

3. Практическая работа №3: Распаковка послания телесного симптома

Цель: Проверить навык работы с телесными симптомами как с проявлением вторичного процесса и источником информации.
Критерии оценки:
Работа с каналами: Умение исследовать симптом через различные каналы (визуальный, аудиальный, кинестетический, движенческий).
Расшифровка послания: Способность фасилитировать диалог с "создателем симптома" для расшифровки его послания и присвоения ресурса.

4. Практическая работа №4: Тренировка навыков работы с отношениями

Цель: Проверить умение применять специфические инструменты процессуальной работы для диагностики и прояснения динамик в отношениях.
Критерии оценки:
Чтение двойных сигналов: Демонстрация навыка замечать и помогать осознавать вербальные и невербальные рассогласования в коммуникации партнеров.
Работа с концепциями "Сна": Умение на примере кейса исследовать "Высокий сон" (потенциал) и "Низкий сон" (текущие проблемы) отношений.
Отлично, я проанализировал предоставленные вами файлы: учебно-тематический план, подробное содержание модулей и образец из Приложения 1. На основе этого я подготовил подробное описание форм контроля для модулей с 7 по 12 в запрашиваемом вами формате.

Раздел III.

Практическое применение


Цель: Интеграция и закрепление полученных знаний и навыков через отработку практических аспектов деятельности медиатора, включая делопроизводство, выбор стратегий, применение правовых и этических норм, а также работу с группами.

Краткое содержание: Данный раздел является завершающим и фокусируется на прикладных аспектах работы медиатора. Слушатели учатся вести делопроизводство и составлять все необходимые документы в соответствии с законодательством. Изучают различные стратегические модели посредничества (трансформативную, нарративную, ОРМ и др.) и критерии их выбора. Углубляются в правовые и этические дилеммы профессии. Развивают навыки ораторского мастерства для уверенного ведения процедуры. Осваивают основы стратегического управления конфликтами и инструменты командного коучинга и фасилитации для работы с группами.

Структура: Раздел состоит из шести последовательных модулей.

Общая трудоемкость: 140 академических часов.

Форма контроля: Контроль осуществляется по каждому модулю отдельно в формате зачета по совокупности выполненных практических работ или итоговой аттестации.
Модуль 7. Делопроизводство

Цель: Формирование навыков документационного сопровождения процедуры медиации в соответствии с требованиями законодательства и профессиональными стандартами.

Краткое содержание: Модуль посвящен практическим аспектам ведения делопроизводства медиатором. Слушатели изучают перечень и правила оформления ключевых документов: от заявления о проведении медиации и соглашения о ее применении до протоколов встреч и итогового медиативного соглашения. Отрабатываются навыки составления документов на основе практических кейсов, а также рассматриваются вопросы электронного документооборота.

Формируемые навыки: Составление юридически корректных документов, сопровождающих процедуру медиации; грамотная фиксация договоренностей; понимание принципов ведения архива медиатора и обеспечения конфиденциальности документации.

Общая трудоемкость: 16 академических часов.

Форма контроля: Зачет по совокупности выполненных практических работ.
Модуль 8. Стратегии посредничества

Цель: Освоение слушателями различных стратегических подходов к ведению медиации и формирование умения гибко выбирать и адаптировать стратегию в зависимости от контекста спора и запроса сторон.

Краткое содержание: Модуль представляет обзор ключевых мировых школ и стратегий медиации: трансформативной, нарративной, фасилитативной, оценочной, а также медиации, ориентированной на решение (ОРМ). Для каждой стратегии разбираются ее философская основа, ключевые инструменты и области наиболее эффективного применения. Особое внимание уделяется этическим аспектам и выбору адекватной стратегии. Формируемые навыки: Понимание различий между основными стратегиями медиации; умение диагностировать ситуацию для выбора оптимальной стратегии; владение базовыми техниками каждой из изученных стратегий; стратегическая гибкость в ведении процедуры.

Общая трудоемкость: 16 академических часов.

Форма контроля: Зачет по совокупности выполненных практических работ, включая итоговую аттестацию в форме комплексного моделирования медиации.
Модуль 7. Делопроизводство

Подробное описание форм контроля:

Итоговый контроль по модулю — Зачет по совокупности выполненных практических работ. Это означает, что для получения зачета слушателю необходимо успешно выполнить четыре практические работы, которые являются формами текущего контроля по каждой теме.

Оценка "зачтено" выставляется при условии выполнения всех заданий в соответствии с изложенными критериями.

1. Практическая работа по теме 7.1: Составление заявления и соглашения о проведении медиации

Цель: Проверить навык составления первичных и ключевых документов, инициирующих процедуру медиации, на основе предложенного кейса.

Критерии оценки:
Соответствие законодательству: Корректное отражение в документах обязательных положений, предусмотренных ФЗ-193.
Полнота информации: Наличие всех необходимых данных о сторонах, предмете спора и условиях проведения процедуры.
Четкость формулировок: Ясность и однозначность изложения, отсутствие двусмысленных трактовок.
Анализ ошибок: Способность идентифицировать и исправлять типичные ошибки при составлении документов.

2. Практическая работа по теме 7.2: Оформление протоколов встреч и уведомлений

Цель: Проверить умение грамотно фиксировать ход медиационной сессии и обеспечивать своевременное информирование сторон.

Критерии оценки:
Точность фиксации: Объективное и нейтральное отражение в протоколе ключевых моментов обсуждения и достигнутых промежуточных договоренностей.
Структурированность: Логичное и последовательное изложение информации в протоколе.
Информативность уведомлений: Составление кратких, но исчерпывающих уведомлений, содержащих всю необходимую для сторон информацию (дата, время, место, формат).

3. Практическая работа по теме 7.3: Разработка проекта медиативного соглашения

Цель: Проверить способность слушателя трансформировать устные договоренности сторон в юридически и практически значимый письменный документ.

Критерии оценки:
Исполнимость: Реалистичность и конкретность прописанных в соглашении обязательств сторон (кто, что, в какие сроки делает).
Юридическая грамотность: Соответствие проекта соглашения базовым требованиям законодательства.
Учет интересов: Сбалансированность документа, отражение интересов обеих сторон.
Навыки совместной работы: Способность конструктивно анализировать и корректировать проекты, предложенные другими участниками.

4. Практическая работа по теме 7.4: Работа с электронным документооборотом (имитация)

Цель: Проверить понимание принципов и практических шагов при ведении делопроизводства в электронном формате.

Критерии оценки:
Соблюдение процедур: Корректное выполнение смоделированных операций (регистрация, создание архива, отправка).
Понимание принципов конфиденциальности: Демонстрация понимания мер по защите информации при обмене электронными документами.
Модуль 8. Стратегии посредничества

Подробное описание форм контроля:

Итоговый контроль по модулю — Зачет по совокупности выполненных практических работ и Итоговая аттестация. Это означает, что текущий контроль (решение кейсов) является допуском к итоговой аттестации, а зачет выставляется по результатам успешного прохождения всех этапов.

Текущий контроль (решение кейсов и анализ дилемм):

Цель: Проверить теоретическое понимание каждой из стратегий медиации и способность подбирать адекватные инструменты для решения конкретных задач.

Формат проведения: Слушателям предлагается серия кратких кейсов, каждый из которых наилучшим образом иллюстрирует применение одной из стратегий (трансформативной, нарративной, ОРМ и др.). Слушатели в малых группах или индивидуально предлагают план действий медиатора в рамках заданной стратегии.

Критерии оценки:
Идентификация стратегии: Способность по описанию ситуации определить, какая стратегия будет наиболее уместной.
Адекватность инструментов: Корректный выбор техник и вопросов, характерных для конкретной стратегии (например, "чудесный вопрос" для ОРМ, экстернализация для нарративной).
Анализ этических аспектов: Умение выявлять и аргументированно обсуждать этические риски и дилеммы, связанные с применением различных стратегий (особенно оценочной).

Итоговая аттестация (комплексное моделирование медиации):

Цель: Проверить способность слушателя не просто применять отдельные стратегии, а гибко интегрировать их в единый процесс, адаптируясь к изменению ситуации.
Формат проведения: Ключевое контрольное мероприятие. Слушатели в тройках («Медиатор», «Сторона 1», «Сторона 2») проводят симуляцию полной сессии медиации по комплексному кейсу, который предполагает возможность применения нескольких стратегий на разных этапах.

Критерии оценки (для роли «Медиатора»):
Стратегическая гибкость: Умение осознанно выбирать и при необходимости менять стратегию в зависимости от поведения сторон и стадии переговоров.
Интеграция навыков: Способность гармонично сочетать элементы разных подходов (например, начать с фасилитативной модели, а при работе с эмоциями применить техники трансформативной).
Управление процессом: Эффективное ведение сессии от начала до конца, поддержание конструктивного диалога.
Обоснование выбора: Способность в ходе последующего анализа объяснить, почему в тот или иной момент была выбрана конкретная стратегия.
Модуль 9. Правовые и этические аспекты медиации

Подробное описание форм контроля:
Итоговый контроль — Зачет по совокупности выполненных практических работ, включая устный опрос. Для получения зачета необходимо продемонстрировать как знание теоретико-правовых основ, так и умение применять их в практических ситуациях.

1. Текущий контроль по теме 9.1: Устный опрос

Цель: Проверить знание ключевых положений законодательства РФ о медиации.

Критерии оценки:
Точность определений: Четкое и правильное воспроизведение основных понятий ФЗ-193.
Понимание сути: Способность не просто цитировать, а объяснять своими словами значение правовых норм.

2. Практические работы по темам 9.2, 9.3, 9.4, 9.5:

Цель: Проверить умение анализировать практические ситуации с точки зрения права и этики, а также разрабатывать соответствующие документы.
Формат проведения: Работа с кейсами, анализ документов, моделирование ситуаций, групповые дискуссии.

Критерии оценки:
Анализ медиативного соглашения (Тема 9.2): Умение оценить проект соглашения на предмет соответствия закону и исполнимости, выявить потенциальные риски.
Работа с конфиденциальностью (Тема 9.3): Способность идентифицировать в кейсе нарушение принципа конфиденциальности, определить его последствия и разработать корректные формулировки для соглашения о медиации.
Распознавание этических нарушений (Тема 9.4): Умение в предложенной ситуации распознать конфликт интересов, нарушение нейтральности или беспристрастности медиатора.
Анализ ответственности медиатора (Тема 9.5): Способность на примере кейса определить основания и возможные виды ответственности медиатора.
Модуль 10. Ораторское мастерство в работе медиатора

Подробное описание форм контроля:

Итоговый контроль — Зачет по совокупности выполненных практических работ. Зачет выставляется на основании продемонстрированных слушателем навыков в ходе трех практических занятий, кульминацией которых является итоговая деловая игра.

1. Практическая работа по теме 10.1: Работа с вербальными и невербальными аспектами

Цель: Проверить владение базовыми техниками управления голосом и телом для создания уверенного и доверительного образа.

Критерии оценки:
Конгруэнтность: Соответствие невербальных сигналов (поза, жесты, контакт глаз) содержанию высказывания.
Техника речи: Демонстрация навыков диафрагмального дыхания, четкой дикции и уместного использования интонации.
Самоанализ: Способность адекватно оценивать собственное выступление (по видеозаписи) и определять зоны роста.

2. Практическая работа по теме 10.2: Построение речи и аргументация

Цель: Проверить умение логически выстраивать речь и использовать приемлемые в медиации техники убеждения.

Критерии оценки:
Структура речи: Наличие четкой композиции (вступление, основная часть, заключение) в подготовленном вступительном слове медиатора.
Качество аргументации: Способность приводить ясные, логичные и убедительные доводы в пользу процедуры медиации.
Этика убеждения: Отсутствие в речи манипулятивных приемов.

3. Практическая работа по теме 10.3: Управление коммуникацией (Деловая игра)

Цель: Проверить комплексный навык управления сложной коммуникацией в условиях, приближенных к реальным.

Критерии оценки:
Модерация дискуссии: Умение управлять диалогом сторон, поддерживать конструктивное русло, пресекать деструктивное поведение.
Работа с вопросами и возражениями: Демонстрация техник ответа на каверзные и эмоционально заряженные вопросы сторон.
Интеграция навыков: Комплексное применение всех изученных в модуле навыков (вербальных, невербальных, структурных, коммуникативных) в рамках деловой игры.
Модуль 11. Стратегическое управление конфликтами

Подробное описание форм контроля:

Итоговый контроль — Зачет по совокупности выполненных практических работ. Каждая практическая работа является элементом текущего контроля и в совокупности они формируют итоговую оценку "зачтено".

Цель: Проверить способность слушателя применять системный подход к работе с конфликтом: от анализа и диагностики до выбора и реализации стратегии управления.
Формат проведения: Серия практических работ, включающих анализ кейсов, групповые дискуссии и моделирование переговорных процессов.

Критерии оценки (оцениваются в совокупности по всем практическим работам):
Точность диагностики конфликта (Тема 11.2): Умение на основе кейса определить тип, стадию, причины и движущие силы конфликта.
Обоснованность выбора стратегии (Тема 11.3): Способность аргументированно выбрать адекватную стратегию управления конфликтом (избегание, соперничество, сотрудничество и др.) для предложенной ситуации.
Владение переговорными техниками (Тема 11.4): Демонстрация в ходе моделирования переговоров умения работать с интересами, а не позициями, и применять техники аргументации.
Понимание роли медиации (Тема 11.5): Способность четко определить место и потенциал медиации в системе стратегического управления конфликтом.
Разработка превентивных мер (Тема 11.6): Умение на основе анализа конфликта предложить конкретные и реалистичные меры по его предотвращению в будущем.
Модуль 12. Командный коучинг и работа с группой

Подробное описание форм контроля:

Итоговый контроль по модулю является Итоговой аттестацией в формате проведения фрагмента командной сессии. Успешное выполнение заданий по обеим темам модуля является обязательным для получения аттестации.

1. Контроль по теме 12.1: Разработка и защита плана командного тренинга

Цель: Проверить способность слушателя к методологической работе: проектированию развивающего мероприятия для группы с учетом ее целей и групповой динамики.

Формат проведения: Слушатели в малых группах разрабатывают детальный план-сценарий командного тренинга/сессии по заданной теме. Затем проводится публичная защита проекта перед преподавателем и остальными участниками.

Критерии оценки:
Логика и структурированность: Наличие четкой структуры плана (цели, задачи, тайминг, описание упражнений, ожидаемые результаты).
Адекватность методов: Соответствие предложенных инструментов и упражнений заявленным целям тренинга и потенциальной групповой динамике.
Качество защиты: Умение ясно, убедительно и структурированно представить свой проект и ответить на вопросы аудитории.

2. Контроль по теме 12.2: Проведение фасилитационной сессии (Итоговая аттестация)

Цель: Проверить практический навык управления групповым процессом с использованием конкретных техник фасилитации.

Формат проведения: Это ключевое контрольное мероприятие. Каждый слушатель (или малая группа) проводит 20-30-минутный фрагмент фасилитационной сессии с остальной группой, используя одну из изученных креативных техник (например, "мозговой штурм", "мировое кафе", "6 шляп мышления" и т.д.).

Критерии оценки:
Владение инструментом: Корректное применение выбранной фасилитационной техники в соответствии с ее алгоритмом.
Управление групповой динамикой: Способность вовлекать всех участников, управлять временем, создавать безопасное и продуктивное пространство для работы группы.
Роль фасилитатора: Демонстрация нейтральной, поддерживающей позиции, фокус на процессе, а не на содержании обсуждения.
Достижение результата: Способность привести группу к запланированному результату сессии (например, генерация идей, принятие решения).
Made on
Tilda