ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


«Регулирование конфликтных ситуаций в образовательных организациях с помощью медиации»


Трудоёмкость программы: 36 часов


Воронеж 2025

Раздел 1.

Цель и планируемые результаты обучения


1.1. Цель программы
Целью программы является обеспечение профессионального развития педагогических работников и специалистов образовательных организаций для освоения методов и навыков медиативного подхода к решению конфликтов. Программа направлена на ознакомление с принципами медиации, развитие навыков конструктивного разрешения споров, обучение стратегиям эффективной коммуникации и подготовку к проведению медиативных процедур в образовательной среде.

1.2. Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы слушатель будет обладать набором теоретических знаний и практических инструментов, позволяющих ему выступать в роли посредника (медиатора) при разрешении споров и конфликтных ситуаций в образовательной организации.

В результате освоения программы слушатель будет:

Знать:
  • нормативно-правовые основы применения медиации в сфере образования, включая положения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
  • сущность, ключевые принципы (добровольность, конфиденциальность, нейтральность, равноправие сторон) и стадии медиативной процедуры;
  • модели и алгоритмы создания и функционирования школьной службы медиации (примирения).
Уметь:
  • анализировать конфликты в образовательной среде: определять их тип, причины, динамику и участников;
  • применять эффективные коммуникативные навыки: техники активного слушания, перефразирования, постановки открытых вопросов, «Я-высказываний»;
  • распознавать и конструктивно работать с эмоциональным состоянием участников конфликта, способствуя снижению напряжения;
  • сохранять нейтральную и беспристрастную позицию, воздерживаясь от оценочных суждений и советов.

Владеть:
  • базовыми техниками и стадиями ведения медиативной процедуры: от подготовки к встрече до помощи в выработке и оформлении взаимовыгодного решения;
  • навыками организации конструктивного и безопасного диалога между сторонами конфликта.

Раздел 2.

Требования к уровню подготовки


К освоению программы допускаются лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование.

Раздел 3.

Трудоемкость обучения


Трудоемкость обучения по программе составляет 36 академических часов.

Раздел 4.

Форма обучения


Заочная, с применением исключительно дистанционных образовательных технологий.

Раздел 5.

Организационно-педагогические условия реализации программы


5.1. Кадровое обеспечение
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

5.2. Материально-техническое обеспечение
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой для проведения занятий с применением дистанционных образовательных технологий, включая серверное оборудование, программное обеспечение и каналы связи, соответствующие установленным требованиям.

5.3. Информационное и учебно-методическое обеспечение
Обучение осуществляется в заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждому обучающемуся на весь период обучения обеспечивается индивидуальный неограниченный круглосуточный доступ к электронной информационно-образовательной среде организации.
Доступ к личному кабинету слушателя, содержащему все необходимые учебно-методические материалы (лекции, задания, тесты), производится по индивидуальному логину и паролю.
Образовательная деятельность предусматривает лекции, практические занятия и самостоятельную работу.
Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
Слушателям обеспечивается возможность получения консультаций преподавателя посредством электронной почты и онлайн-сервисов.

Раздел 6.

Форма аттестации и оценочные материалы


6.1. Оценка качества освоения программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию.
Промежуточная аттестация является одновременно и итоговой по Программе, так как программа состоит из одной учебной дисциплины. Итоговая аттестация слушателей проводится в форме итогового тестирования в электронной системе дистанционного обучения.
Тест содержит вопросы по всем основным темам изученного курса.
Для успешного прохождения аттестации необходимо правильно ответить не менее чем на 2/3 вопросов.
В случае неуспешной сдачи теста слушателю предоставляется возможность повторного прохождения тестирования.
Лицам, успешно освоившим Программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

6.2. Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают набор тестовых вопросов, используемый для проведения итоговой аттестации, реализуемый в рамках системы дистанционного обучения.

Раздел 7.

Руководитель и составители программы


Шестакова Наталия Михайловна

Матвеева Надежда Алексеевна

Раздел 8.

Содержание программы


8.1. Учебный план программы повышения квалификации

Учебный план образовательной программы — это документ, который описывает структуру и содержание обучения по конкретному направлению. Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. Продолжительность обучения: 36 часов. Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.

8.2. Календарный учебный график


Календарный учебный график – это часть дополнительной профессиональной программы, определяющая продолжительность обучения, последовательность обучения, текущего контроля, и итоговой аттестации.


Срок обучения – 1 неделя.


Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Рекомендуемый формат календарного учебного графика


Режим занятий: 6 академических часов в день.

8.3. Учебно-тематический план

8.4. Лабораторный практикум


Лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен.

8.5. Cеминары


Семинары учебным планом не предусмотрены.

8.6. Практические занятия


Практические занятия учебным планом не предусмотрены.

8.7. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:


а) основная литература:


-Анцупов А.Я., Шипилов А.И. / Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с

-М.В. Клименских / Педагогические конфликты в школе / - Екатеринбург 2015 г. - 76 стр.

-О.В. Маврин / Технологии урегулирования конфликтов (медиация как эффективный метод разрешения конфликтов) / - Казань 2014 г. - 96 стр.

-Охременко, И. В. Конфликтология : учебник для вузов / И. В. Охременко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 154 с.

-Кандаурова, А. В. Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля : учебное пособие для вузов / А. В. Кандаурова, Н. Н. Суртаева ; под редакцией Н. Н. Суртаевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 255 с.


б) дополнительная литература:


- Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 151 с.

- Медиация как способ разрешения конфликтов / - Красноярск, 2015. – 33 стр.

- Ворожейкин И.Е. / Конфликтология / - М.: ИНФРА-М, 2004. - 240 стр.

- А.В. Дмитриев / Конфликтология / Москва 2000 г. - 335 стр.

- Г. Ю. Гуляев / Образование 2022 / - Пенза 2022 г. - 102 стр.

- E.В. Коротаева / Организация взаимодействий в образовательном процессе школы / Москва 2016 г. - 194 стр.

- Управление конфликтами в образовательной организации: учеб. пособие / И.В. Никулина. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. – 128 с.

- Характеристика стратегий поведения в конфликте / - 5 стр.

- Тренинг педагогического взаимодействия / И.А. Талышева, Х.Р. Пегова – Учебное пособие – Елабуга, 2019 г. – 121 стр.

- Трубина З.И. Педагогические конфликты на уроках: типы, причины возникновения, специфика урегулирования // Мир науки. Педагогика и психология, 2019

- Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2013. 229 с.

- Педагогическая конфликтология : учеб. пособие / И. В. Никулина. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2016. - 72 с.

в) программное обеспечение: не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:


Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной программы не предусмотрено.

8.8. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности


Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.


Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы дистанционного обучения GetCourse, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.


Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

8.9. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины


Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции.

8.10. Форма аттестации и оценочные материалы


Фонд оценочных средств, включающий материалы для проведения текущего и промежуточного контроля, а также итоговой аттестации (перечень вопросов к зачету), в полном объеме представлен в Приложении 1 Рабочей программы.

Made on
Tilda