Образовательные стандарты и требования к программам дополнительного профессионального образования в области медиации

1. Общие положения


Настоящие стандарты и требования разработаны на основе анализа программ дополнительного профессионального образования, предоставленных АНО ДПО «Академия Системной Медиации». Они определяют цели, содержание, условия и результаты реализации образовательных программ в сфере медиации.

Нормативно-правовой основой для разработки и реализации программ служат Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Профессиональный стандарт «Специалист в области медиации (медиатор)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2014 года N 1041н, а также иные релевантные нормативные акты.

2. Стандарты и требования к программе профессиональной переподготовки «Медиация (урегулирование споров с помощью процедуры медиации)»


2.1. Цель и направленность программы Целью реализации программы является формирование у слушателей комплексных знаний и практических навыков для профессиональной деятельности в качестве медиатора. Программа направлена на подготовку специалистов, способных эффективно управлять конфликтными ситуациями и вести медиативные процессы в соответствии с правовыми и этическими нормами. Программа ориентирована на освоение обобщённой трудовой функции «Ведение процедуры медиации (без специализации)».

2.2. Требования к поступающим Для зачисления на программу слушатели должны соответствовать установленным квалификационным требованиям. Кандидат должен иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата и достигнуть возраста не менее 25 лет.

2.3. Планируемые результаты обучения и формируемые компетенции В результате освоения программы слушатель должен обладать знаниями в области основ и принципов медиации, законодательства и этики медиатора, психологии конфликта и техник коммуникации. Слушатель должен уметь организовывать и проводить медиационные сессии, анализировать конфликтные ситуации, управлять эмоциональным состоянием сторон и содействовать в выработке и документальном оформлении соглашений. Формируемые профессиональные компетенции включают критическое мышление, способность к работе в команде, кросс-культурную компетентность, эмоциональный интеллект, аналитические навыки, тайм-менеджмент и ораторское мастерство.

2.4. Структура и содержание программы Общая трудоёмкость программы составляет 380 академических часов. Обучение может проводиться в очной, очно-заочной или заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий. Структура программы является модульной и включает разделы, посвященные основам медиации, развитию базовых навыков, практическому применению техник, а также углубленному изучению и практике.

2.5. Условия реализации программы Реализация программы должна обеспечиваться высококвалифицированными педагогическими кадрами с опытом работы в соответствующей профессиональной области. Материально-техническая база должна включать оборудованный учебный кабинет для проведения вебинаров, современные технические средства обучения (ноутбук, веб-камера, микрофон) и стабильный доступ к сети Интернет. Образовательный процесс осуществляется через информационную среду на платформе GetCourse, обеспечивающую доступ к учебным материалам, взаимодействие с преподавателями и контроль успеваемости.

2.6. Формы аттестации и оценки качества Качество освоения программы оценивается посредством текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации. Формы контроля включают тестирование, выполнение практических работ и симуляций, написание аналитических отчетов и защиту проектов. Итоговая аттестация является обязательной для завершения программы.

2.7. Присваиваемая квалификация Выпускнику, успешно освоившему программу и прошедшему итоговую аттестацию, присваивается квалификация «Специалист в области медиации» в соответствии с профессиональным стандартом и выдаётся диплом установленного образца о профессиональной переподготовке.

3. Стандарты и требования к программе повышения квалификации «Регулирование конфликтных ситуаций в образовательных организациях с помощью медиации»


3.1. Цель и направленность программы Целью программы является профессиональное развитие педагогических работников и специалистов образовательных организаций для освоения ими методов и навыков применения медиативного подхода к решению конфликтов в образовательной среде.

3.2. Требования к поступающим На обучение принимаются лица, имеющие или получающие высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура). Обязательным требованием является владение базовыми навыками работы с персональным компьютером и информационно-коммуникационными технологиями.

3.3. Планируемые результаты обучения и формируемые компетенции По завершении обучения слушатель должен быть способен анализировать конфликты в образовательной среде, понимать нормативно-правовые основы медиации, владеть базовыми техниками ведения медиативной процедуры, применять эффективные коммуникативные навыки и работать с эмоциональным состоянием участников. Ключевой компетенцией является способность сохранять нейтральную и беспристрастную позицию и готовность к организации школьной службы медиации.

3.4. Структура и содержание программы Общая трудоёмкость программы составляет 36 академических часов. Форма обучения – заочная, с применением исключительно дистанционных образовательных технологий. Программа включает изучение теоретических основ конфликтологии, особенностей поведения личности в конфликте, управления конфликтом с помощью медиации и специфики конфликтов в образовательной среде.

3.5. Условия реализации программы Программа реализуется педагогическими кадрами, имеющими образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин. Обучение происходит в электронной информационной образовательной среде, доступ к которой осуществляется через личный кабинет. Слушателям обеспечивается доступ к учебным материалам, онлайн-консультациям и средствам для самостоятельной работы.

3.6. Формы аттестации и оценки качества Оценка качества освоения программы включает текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию. Итоговая аттестация проводится в форме электронного тестирования. Для успешного прохождения необходимо правильно ответить не менее чем на 2/3 вопросов теста.

3.7. Итоговый документ Лицам, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Made on
Tilda