ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


«Регулирование конфликтных ситуаций в образовательных организациях с помощью медиации»

Трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов


Воронеж 2025


Содержание
1. Общие положения.
2. Цель реализации программы повышения квалификации.
3. Требования к квалификации поступающего на обучение.
4. Планируемые результаты обучения.
5. Условия реализации программы.
6. Форма аттестации и оценочные материалы.
7. Организационно-педагогические условия.
8. Учебный план программы повышения квалификации.
9. Календарный учебный график.
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Регулирование конфликтных ситуаций в образовательных организациях с помощью медиации».

1. Общие положения


Настоящая программа повышения квалификации «Регулирование конфликтных ситуаций в образовательных организациях с помощью медиации» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 37.03.02 Конфликтология, Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 956.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Специалист в области медиации (медиатор)»

Разработчики:
Шестакова Наталия Михайловна / Преподаватель
Матвеева Надежда Алексеевна / Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации


Обеспечение профессионального развития педагогических работников и специалистов образовательных организаций, которые работают с детьми и подростками, с целью освоения методов и навыков медиативного подхода к решению конфликтов.

Конкретные цели программы могут быть следующими:
  • Ознакомление участников программы с основными принципами и концепциями медиации в контексте образовательной среды.
  • Развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов через использование медиативных техник и инструментов.
  • Повышение осведомленности участников программы о различных типах конфликтов, с которыми они сталкиваются в образовательной среде, и развитие умений и навыков идентификации, анализа и предотвращения этих конфликтов.
  • Обучение участников программы стратегиям эффективной коммуникации и управления эмоциями в конфликтных ситуациях, чтобы создать поддерживающую и сплоченную образовательную среду.
  • Подготовка педагогических работников к проведению медиативных процессов, включая разработку навыков фасилитации и посредничества в разрешении конфликтов между сторонами.
  • Развитие навыков работы в коллективе и совместного решения проблем для эффективного управления конфликтами в образовательной организации.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение


Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Высшее - бакалавриат
2) Высшее - специалитет
3) Высшее - магистратура
4) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационно-коммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернет-ресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения


Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

  • Способность анализировать конфликты в образовательной среде. Это включает умение определять тип, причины, динамику и участников конфликтной ситуации (ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-родитель, учитель-администрация и т.д.).
  • Владение знаниями о нормативно-правовых основах применения медиации. Слушатель будет понимать законодательную базу, регулирующую процедуры урегулирования споров в сфере образования, и знать основные положения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
  • Понимание сущности и принципов медиативного подхода. Это означает знание ключевых принципов медиации: добровольности, конфиденциальности, нейтральности и беспристрастности медиатора, а также равноправия сторон.
  • Владение базовыми техниками и стадиями ведения медиативной процедуры. Слушатель сможет организовывать и проводить процедуру медиации, начиная от подготовки к встрече и вступительного слова медиатора, до организации диалога сторон, выявления их интересов и потребностей, помощи в выработке взаимовыгодного решения и оформления соглашения.
  • Умение применять эффективные коммуникативные навыки. Это включает в себя техники активного слушания, перефразирования, постановки открытых вопросов, «Я-высказываний» и невербальной коммуникации для создания конструктивной и безопасной атмосферы диалога.
  • Способность работать с эмоциональным состоянием участников конфликта. Слушатель научится распознавать и конструктивно обрабатывать сильные эмоции сторон (гнев, обиду, страх), способствуя снижению эмоционального напряжения и переходу к рациональному обсуждению проблемы.
  • Готовность к организации деятельности школьной службы медиации (примирения). Слушатель получит представление о моделях и алгоритмах создания и функционирования службы медиации в образовательной организации.
  • Способность сохранять нейтральную и беспристрастную позицию. Это одна из ключевых компетенций, подразумевающая умение воздерживаться от оценочных суждений, советов и не принимать чью-либо сторону в конфликте.

Таким образом, выпускник программы будет обладать набором теоретических знаний и практических инструментов, позволяющих ему выступать в роли посредника (медиатора) при разрешении споров и конфликтных ситуаций в образовательной организации.

5. Условия реализации программы


5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования для дистанционного выполнения практических работ предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам осуществляется на весь период обучения по Программе.

Контроль за прохождением этапов обучения слушателей ведётся лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия.

5.2 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы


6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов).

Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия


7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы повышения квалификации


8.1. Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.

8.2. Продолжительность обучения: 36 часов.

8.3. Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.

8.4. План учебного процесса

9. Календарный учебный график


Срок обучения – 1 неделя.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Made on
Tilda