Рабочая программа дисциплины «Регулирование конфликтных ситуаций в образовательных организациях с помощью медиации»
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом дополнительной профессиональной программы повышения квалификации и направлена на формирование у слушателей компетенций, необходимых для анализа, предотвращения и разрешения конфликтов в образовательной среде с применением медиативного подхода.
Раздел 2. Поведение личности в конфликтных ситуациях (5 часов)
Лекции (3 часа):
Аннотация:
Данный модуль посвящен изучению психологических аспектов поведения человека в конфликте. Будут подробно рассмотрены основные стратегии поведения в конфликтной ситуации согласно модели Томаса-Килманна: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Слушатели научатся определять эти стратегии и анализировать их эффективность в зависимости от контекста. Также будет затронута тема влияния личностных особенностей (темперамент, характер, ценностные ориентации) и эмоционального состояния на выбор той или иной модели поведения.
Контрольные вопросы к теме:
Перечислите пять основных стратегий поведения в конфликте.
В чем принципиальное отличие стратегии сотрудничества от компромисса?
Опишите ситуацию, в которой наиболее целесообразно применить стратегию приспособления.
Как эмоции влияют на поведение участников конфликта?
Что такое «конфликтогены» и как они работают?
Самостоятельная работа (2 часа):
Аннотация:
Слушателям предлагается провести самодиагностику преобладающих у них стилей поведения в конфликте. Используя предложенные методики или путем самоанализа, необходимо определить свои доминирующие и наименее используемые стратегии. По итогам самоанализа следует письменно поразмышлять о сильных и слабых сторонах своего конфликтного поведения и возможных путях его коррекции.
Контрольные вопросы к самостоятельной работе:
Какая стратегия поведения в конфликте является для вас наиболее характерной? Приведите пример из жизни.
Какую стратегию вы используете реже всего? Как вы думаете, почему?
Проанализируйте, насколько ваш типичный стиль поведения эффективен в профессиональной деятельности.
Какие шаги вы могли бы предпринять для расширения своего репертуара стратегий поведения в конфликте?
Итоговый тест по программе (50 вопросов)
Инструкция: Выберите один наиболее правильный вариант ответа.
1. Фундаментальное противоречие интересов, целей и ценностей сторон – это: а) Предмет конфликта б) Объект конфликта в) Инцидент г) Конфликтная ситуация
2. К конструктивной функции конфликта относится: а) Снижение продуктивности деятельности б) Усиление враждебности в) Стимулирование позитивных изменений г) Разрушение социальных связей
3. Стадия, на которой происходит открытое столкновение сторон, называется: а) Латентный период б) Инцидент в) Эскалация г) Послеконфликтный период
4. Стремление добиться своего за счет другого является сутью стратегии: а) Компромисс б) Сотрудничество в) Соперничество г) Приспособление
5. Стратегия поведения, при которой участник жертвует своими интересами в пользу другого: а) Избегание б) Приспособление в) Компромисс г) Сотрудничество
6. Какой из принципов НЕ является основополагающим для медиации? а) Добровольность б) Конфиденциальность в) Обязательность исполнения решения г) Нейтральность медиатора
7. Первый этап процедуры медиации – это: а) Презентация сторон б) Выработка предложений в) Вступительное слово медиатора г) Заключение соглашения
8. Основной инструмент медиатора для прояснения позиций и интересов сторон: а) Вынесение собственного решения б) Постановка открытых вопросов в) Убеждение в своей правоте г) Игнорирование эмоций
9. Наиболее частая причина конфликтов типа «учитель-ученик» связана с: а) Успеваемостью и поведением ученика б) Личной неприязнью в) Борьбой за лидерство в классе г) Неудовлетворенностью зарплатой
10. Буллинг отличается от обычного конфликта: а) Наличием свидетелей б) Неравенством сил и систематичностью в) Использованием нецензурной лексики г) Возникновением на перемене
11. Высокая учебная нагрузка и неудобное расписание являются примером… причин конфликтов. а) Субъективных б) Личностных в) Объективных г) Психологических
12. Формулировка «Когда на уроке шум, я чувствую раздражение, потому что мне трудно объяснять материал» является примером: а) «Ты-высказывания» б) Обвинения в) «Я-высказывания» г) Угрозы
13. Повторение слов собеседника с целью показать, что вы его слушаете, – это техника: а) Перефразирование б) Резюмирование в) Дословный повтор (эхо) г) Отражение чувств
14. Кем или чем является медиатор в конфликте? а) Судьей б) Адвокатом одной из сторон в) Нейтральным посредником г) Свидетелем
15. Совокупность участников, объекта, предмета и микросреды – это: а) Динамика конфликта б) Структура конфликта в) Функция конфликта г) Причина конфликта
16. Выработка совместного решения, полностью удовлетворяющего обе стороны, характерна для стратегии: а) Компромисс б) Сотрудничество в) Соперничество г) Избегание
17. Что такое «конфликтогены»? а) Слова, действия или бездействие, способные привести к конфликту б) Участники конфликта в) Позитивные последствия конфликта г) Способы разрешения конфликта
18. Юридическую силу медиативному соглашению придает: а) Подпись медиатора б) Устное согласие сторон в) Его нотариальное удостоверение (в случае гражданско-правовой сделки) г) Решение директора школы
19. Основной задачей школьной службы медиации является: а) Наказание виновных б) Создание условий для конструктивного разрешения споров в) Проведение контрольных работ г) Организация досуга учащихся
20. Искажение информации при ее передаче – это: а) Коммуникативный барьер б) Медиативное соглашение в) Конструктивная критика г) Эффективное взаимодействие
21. Какой из перечисленных конфликтов относится к типу «учитель-родитель»? а) Спор двух учеников из-за игрушки б) Несогласие родителя с выставленной ребенку оценкой в) Обсуждение расписания на педсовете г) Ссора двух учителей в учительской
22. «Давай сделаем так: ни тебе, ни мне» – девиз стратегии: а) Сотрудничество б) Компромисс в) Избегание г) Соперничество
23. Процесс нарастания напряженности и обострения противоречий – это: а) Деэскалация б) Эскалация в) Медиация г) Компромисс
24. Подведение итогов, краткое изложение основных мыслей и договоренностей собеседника – это техника: а) Перефразирование б) Резюмирование в) Отражение чувств г) Постановка закрытых вопросов
25. Какая потребность, согласно иерархии Маслоу, является базовой и может стать причиной конфликта при ее неудовлетворении? а) Потребность в самоактуализации б) Потребность в уважении в) Потребность в безопасности г) Эстетические потребности
26. Главная цель медиатора на этапе презентации сторон: а) Оценить, кто прав б) Дать каждой стороне высказаться без перебиваний в) Предложить свое решение г) Успокоить стороны и завершить встречу
27. В основе модели Томаса-Килманна лежат два измерения: а) Напористость и кооперативность б) Интеллект и эмоциональность в) Активность и пассивность г) Открытость и замкнутость
28. Что НЕ входит в структуру «Я-высказывания»? а) Описание факта (ситуации) б) Описание своих чувств в) Прямое обвинение собеседника г) Объяснение причин своей реакции
29. В каком случае применение медиации невозможно? а) Спор из-за оценки б) Одна из сторон не согласна участвовать в процедуре в) Конфликт между учителем и родителем г) Конфликт между двумя учениками
30. Что такое «позиция» стороны в конфликте? а) Глубинные интересы и потребности б) То, что сторона заявляет и требует вначале в) Вариант
решения, предложенный медиатором г) Эмоциональное состояние участника
31. Что такое «интерес» стороны в конфликте? а) Первоначальное требование б) То, что действительно важно для стороны, ее потребности в) Желание наказать оппонента г) Юридически обоснованная претензия
32. Умение медиатора воздерживаться от оценочных суждений и не принимать чью-либо сторону – это принцип: а) Конфиденциальности б) Добровольности в) Нейтральности и беспристрастности г) Равноправия сторон
33. Что является конечным продуктом успешной медиации? а) Протокол о виновности одной из сторон б) Рекомендация для администрации в) Взаимовыгодное медиативное соглашение г) Приказ о наказании
34. Разница в ценностях и мировоззрении относится к… причинам конфликтов. а) Организационным б) Объективным в) Субъективным г) Экономическим
35. Уход от конфликта, игнорирование проблемы – это стратегия: а) Избегание б) Приспособление в) Компромисс г) Соперничество
36. Техника «отражение чувств» предполагает: а) Игнорирование эмоций собеседника б) Обозначение словами того чувства, которое, по вашему мнению, испытывает собеседник в) Оценку эмоционального состояния собеседника г) Рассказ о собственных чувствах
37. Кто несет ответственность за выработанное в ходе медиации решение? а) Медиатор б) Администрация школы в) Сами стороны конфликта г) Юрист
38. Целью педагогической конфликтологии является: а) Исключение всех конфликтов из школы б) Изучение специфики конфликтов в образовательной среде и способов их регуляции в) Наказание всех участников конфликтов г) Перевод всех споров в судебную плоскость
39. Переформулировка фразы собеседника своими словами для уточнения понимания – это: а) Резюмирование б) Перефразирование в) «Я-высказывание» г) Отражение чувств
40. Какая модель школьной службы медиации предполагает участие в ней самих учащихся-медиаторов? а) «Ровесник-ровеснику» б) Только с
участием взрослых в) Административная модель г) Психологическая модель
41. Ситуация, в которой интересы сторон объективно противоречат друг другу, но столкновение еще не произошло: а) Инцидент б) Конфликтная ситуация в) Эскалация г) Постконфликт
42. Взаимные уступки характерны для стратегии: а) Сотрудничество б) Соперничество в) Избегание г) Компромисс
43. «Кокус» в медиации – это: а) Совместная встреча всех сторон б) Индивидуальная беседа медиатора с каждой из сторон в) Подписание итогового соглашения г) Вступительное слово медиатора
44. Федеральный закон, регулирующий процедуру медиации в РФ: а) ФЗ «Об образовании» б) ФЗ-193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров…» в) Трудовой кодекс РФ г) Семейный кодекс РФ
45. Наиболее ресурсная, но и наиболее сложная в реализации стратегия поведения в конфликте: а) Приспособление б) Сотрудничество в) Избегание г) Компромисс
46. «Ты-высказывание» («Ты опять опоздал!») часто провоцирует у собеседника: а) Желание сотрудничать б) Радость в) Защитную или ответную агрессивную реакцию г) Интерес к разговору
47. Что НЕ является задачей медиатора? а) Организовать безопасное пространство для диалога б) Помочь сторонам услышать друг друга в) Найти виновного и определить меру наказания г) Помочь сторонам найти собственное решение
48. Завершающий этап конфликта, на котором оцениваются его последствия: а) Латентная стадия б) Инцидент в) Послеконфликтный период г) Эскалация
49. Основатель концепции Ненасильственного общения (ННО), включающей «Я-высказывания»: а) Зигмунд Фрейд б) Карл Роджерс в) Маршалл Розенберг г) Абрахам Маслоу
50. Главный фокус медиативного подхода направлен на: а) Прошлое и поиск виноватых б) Интересы сторон и поиск взаимовыгодного решения на будущее в) Доказательство правоты одной из сторон г) Соблюдение формальных процедур
Ключи к тесту
1. б
2. в
3. б
4. в
5. б
6. в
7. в
8. б
9. а
10. б
11. в
12. в
13. в
14. в
15. б
16. б
17. а
18. в
19. б
20. а
21. б
22. в
23. б
24. б
25. в
26. б
27. а
28. в
29. б
30. б
31. б
32. в
33. в
34. в
35. а
36. б
37. в
38. б
39. б
40. а
41. б
42. г
43. б
44. б
45. б
46. в
47. в
48. в
49. в
50. б