ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

1. Общие положения


1.1 Настоящее Положение регламентирует порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам в АНО ДПО «АСМ».

1.2 Настоящее положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами: — Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; — Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; — другие нормативные правовые акты и методическими рекомендациями Минобрнауки России в области дополнительного профессионального образования; — Устав АНО ДПО «АСМ»; — локальные нормативные акты.

1.3 Требования настоящего Положения обязательны для всех организаторов и участников образовательного процесса, обеспечивающих его реализацию по дополнительным профессиональным программам.

1.4 Дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) является ключевым элементом системы непрерывного профессионального образования и направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, сохранение и развитие кадрового потенциала инновационной экономики.

1.5 ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП) (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

1.6 Формы обучения и сроки освоения ДПП определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения ДПП должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов и получения новой компетенции (квалификации), заявленной в программе. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

1.7 Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

1.7.1 обучение по конкретным вопросам профессиональной деятельности, тематические и проблемные семинары по научно-техническим, технологическим, социально экономическим, психолого-педагогическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия или организации (от 16 часов до 100 часов);

1.7.2 обучение специалистов для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности (от 100 часов до 250 часов).

1.8 Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

1.9 Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.

1.9.1 Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

1.9.2 Содержание стажировки определяется АНО ДПО «АСМ» с учетом предложений организаций, направляющих (принимающих) специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.

1.9.3 Сроки стажировки определяются исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

1.9.4 Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности как:

1.9.4.1 самостоятельная работа с учебными изданиями;

1.9.4.2 приобретение профессиональных и организаторских навыков;

1.9.4.3 изучение организации и технологии производства, работ;

1.9.4.4 непосредственное участие в планировании работы организации;

1.9.4.5 работу с технической, нормативной и другой документацией;

1.9.4.6 выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

1.9.4.7 участие в совещаниях, деловых встречах.

1.10 Финансирование ДПО осуществляется за счет источников по договорам, заключаемым АНО ДПО «АСМ» с юридическими лицами, с физическими лицами, обязующимися оплатить обучение лиц(а), зачисляемого на обучение. Стоимость платных услуг определяется по калькуляции, утверждаемой Генеральным директором.

1.11 Финансовые средства, полученные от оказания платных услуг, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов АНО ДПО «АСМ». В доходную часть сметы включается общая сумма ожидаемых в финансовом году поступлений денежных средств по всем источникам образования средств. Расходная часть сметы должна соответствовать структуре показателей экономической классификации расходов бюджетов российской Федерации и направлениям использования денежных средств без отнесения расходов к конкретным источникам образования средств.

1.12 Полученные средства от оказания платных услуг АНО ДПО «АСМ» использует в соответствии с нормативным распределением доходов от платных услуг в процентном соотношении:

1.12.1 материальное стимулирование работников, непосредственно принимающих участие в выполнении платных услуг (выплаты стимулирующего характера, начисления на оплату труда) - до 70 %;

1.12.2 прочие финансовые затраты на осуществление платных услуг (суточные; наем жилых помещений и оплата проезда при командировках; оплата организационных взносов для участия в выездных мероприятиях; коммунальные расходы; приобретение мебели, электроприборов; улучшение санитарно-бытовых условий в помещениях; приобретение хозяйственных товаров, запчастей для ЭВМ, мультимедийного и иного сопровождения занятий; приобретение оргтехники) - до 30 %.

2. Разработка дополнительных профессиональных программ


2.1 ДПП разрабатываются, утверждаются и реализуются АНО ДПО «АСМ» как самостоятельно, так и в форме сетевого взаимодействия научно-образовательных и научных организаций Российской Федерации и/или зарубежья, предприятий и бизнес партнеров на основе новейших достижений науки и техники, с применением современных образовательных технологий и учетом потребностей заказчика, а также требований федеральных государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности).

2.2 ДПП формируются в соответствии с профилем деятельности АНО ДПО «АСМ».

2.3 ДПП утверждаются Генеральным директором.

2.4 Новая ДПП открывается при условии выполнения следующих требований:

2.4.1 соответствие профиля работы Организации содержанию ДПП;

2.4.2 кадровая, учебно-методическая, материально-техническая обеспеченность открываемой ДПП.

2.5 Содержание ДПП определяется разработанной и утвержденной образовательной программой, которая учитывает:

2.5.1 профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей;

2.5.2 преемственность по отношению к федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования и / или высшего образования;

2.5.3 ориентацию на современные образовательные технологии и средства обучения;

2.5.4 возможность реализации ДПП с применением дистанционных образовательных технологий;

2.5.5 модульно-компетентностный подход к разработке ДПП.

2.6 Содержание реализуемой ДПП должно учитывать требования профессиональных стандартов, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.7 Структура ДПП включает (приложение 1, приложение 2):

2.7.1 цель;

2.7.2 планируемые результаты обучения;

2.7.3 учебный план;

2.7.4 календарный учебный график;

2.7.5 рабочие программы учебных дисциплин (курсов, модулей);

2.7.6 организационно-педагогические условия;

2.7.7 формы аттестации;

2.7.8 оценочные материалы;

2.7.9 иные компоненты (в случае необходимости).

2.8 Учебный план ДПП определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.

2.9 Для определения структуры ДПП и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц. Количество зачетных единиц по ДПП устанавливается АНО ДПО «АСМ».

2.10 В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

2.11 В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:

2.11.1 характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;

2.11.2 характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы. ДПП профессиональной переподготовки разрабатывается АНО ДПО «АСМ» на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образованиям к результатам освоения образовательных программ.

2.12 Реализуемые ДПП, подлежат обновлению по мере необходимости и размещению на официальном сайте АНО ДПО «АСМ».

2.13 Образовательный процесс предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов аудиторных занятий академический час - 45 минут.

3. Реализация дополнительных профессиональных программ


3.1 К освоению ДПП допускаются:

3.1.1 лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

3.1.2 лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

3.2 Реализация ДПП проводится с отрывом от работы (учебы), без отрыва от работы (учебы), с частичным отрывом от работы (учебы) и по индивидуальному учебному плану, что устанавливается руководителями ДПП в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора об образовании.

3.4 При реализации ДПП может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционного и электронного обучения.

3.5 ДПП могут реализовываться как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Сетевая форма реализации ДПП обеспечивает возможность освоения обучающимися ДПП с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

3.6 Оценка уровня знаний слушателей ДПП проводится по результатам контроля знаний (промежуточной аттестации) и итоговой аттестации. Освоение ДПП завершается итоговой аттестацией слушателей.

4. Оценка качества дополнительных профессиональных программ


4.1 Оценка качества освоения ДПП проводится в отношении:

4.1.1 соответствия результатов освоения ДПП заявленным целям и планируемым результатам обучения;

4.1.2 соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления ДПП установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ.

4.2 Оценка качества ДПП проводится в следующих формах:

4.2.1 внутренний мониторинг качества образования;

4.2.2 внешняя независимая оценка качества образования.

4.3 Внешняя независимая оценка качества ДПП может реализовываться как профессионально-общественная экспертиза ДПП профессиональными сообществами работодателей, профильными управлениями органов исполнительной власти и т.п., а также в форме общественной аккредитации уполномоченными экспертными организациями.

5. Организация выдачи документов о квалификации


5.1 Лицам, успешно освоившим ДПП и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации:

5.1.1 удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших повышение квалификации по программе в объеме от 16 часов до 250 часов;

5.1.2 диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 250 часов. Указанные лица подлежат отчислению из АНО ДПО «АСМ» на основании приказа об отчислении в связи с завершением обучения по ДПП (приложение 3).

5.2 Документ о квалификации выдается на бланке установленного АНО ДПО «АСМ» образца.

5.3 Бланки документов о квалификации выдаются непосредственно руководителям, курирующим ДПП для оформления, регистрации в книге и выдачи на основании результатов итоговой аттестации и приказа об отчислении слушателей ДПП.

5.4 Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определённой профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены требования к наличию квалификации по результатам ДПО, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

5.5 Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть ДПП и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения установленного образца (приложение 4).

5.6 При освоении ДПП параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением, либо после получения соответствующего документа об образовании.

6. Структурные подразделения, реализующие дополнительные профессиональные программы



6.1 Реализацию ДПП в АНО ДПО «АСМ» осуществляет сама Организация.

7. Слушатели и работники ДПО


7.1 Порядок приема на обучение по ДПП отражен в Правилах приема на обучение по дополнительным образовательным программам в АНО ДПО «АСМ».

7.2 В АНО ДПО «АСМ» осуществляется обучение по ДПП на основании договора об оказании платных образовательных услуг по дополнительным образовательным программам с физическими и (или) юридическими лицами, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, а также за счет средств, поступающих из федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации. По результатам окончания сроков оказания образовательной услуги оформляется акт.

7.3 Слушателями ДПО являются лица, зачисленные на обучение приказом о зачислении (приложение 5).

7.4 По требованию слушателя ДПО или его законного представителя на время обучения слушателю ДПО выдается справка, свидетельствующая о сроках его пребывания в организации.

7.5 К реализации ДПП привлекаются работники по основному месту работы, а также ведущие ученые, специалисты и работники предприятий, организаций и учреждений, представители федеральных органов исполнительной власти на условиях совместительства или на основании договоров гражданско-правового характера в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приложение 1


Макет программы профессиональной переподготовки


Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Академия Системной Медиации» (АНО ДПО "АСМ") ОГРН: 1253600007473, ИНН: 3666274867, КПП: 366601001 Адрес: ул. Сакко и Ванцетти, д. 96, Воронежская область, г. Воронеж


Титульный блок


Наименование организации:


ПРОГРАММА


Вид: Дополнительная профессиональная программа — программа профессиональной переподготовки

Наименование программы: Медиация (урегулирование споров с помощью процедуры медиации)

Место и год: Воронеж 2025


Общая характеристика программы


1. Цель реализации программы

Цель:

Подход к реализации:

Возможности выпускника:

Компетенции выпускника

Общекультурные (ОК)

Общепрофессиональные (ОПК)

Профессиональные (ПК)

Дополнительные компетенции

Характеристика профессиональной деятельности/квалификации
а) Область профессиональной деятельности
б) Объекты профессиональной деятельности
г) Профессиональные задачи
д) Уровень квалификации и соответствие профстандартам:

Планируемые результаты обучения:
  • Знания
  • Умения
  • Навыки/Владение
  • Универсальные навыки

Нормативно-правовая база и основания разработки              
  • Федеральные законы
  • Профессиональные стандарты
  • ФГОС (при наличии)
  • Локальные акты организации

Структура и трудоемкость программы
Трудоемкость
Форма освоения
Виртуальная образовательная среда

Содержание программы Учебный план (шаблон таблицы)
  • Раздел/Модуль:
  • Трудоемкость, час: указана по каждому модулю.
  • В том числе, аудиторные: лекции; практические/семинары
  • Самостоятельная работа (СРС), час: по модулю.
  • Формы текущего контроля: тест, практическое задание, коллоквиум — по модулю.
  • Промежуточная аттестация: зачет/экзамен/проект — по модулю.

Календарный учебный график (шаблон)
  • Вариант А: 9 месяцев — распределение Т/П/СРС/ПАС/ИАС по месяцам с итогом 380 ч.
  • Вариант Б: 6 месяцев — распределение Т/П/СРС/ПАС/ИАС с итогом 380 ч.
  • Вариант В: 3 месяца — распределение Т/П/СРС/ПАС/ИАС с итогом 380 ч. Пояснения: Т — теоретические занятия, П — практические занятия, СРС — самостоятельная работа, ПАС — промежуточная аттестация, ИАС — итоговая аттестация.

Рабочие программы дисциплин (модулей)
Общие методические положения
Модульный подход: цели, результаты, критерии качества, оценивание.
Требования к результатам: ЗУН по каждому модулю в увязке с профстандартом
Шаблон рабочей программы модуля Наименование модуля: [Название].
Цель модуля: [что сформировать].
Результаты обучения модуля: [знания/умения/навыки].
Тематический план: [темы и аннотации].
Виды занятий: [лекции/практики/семинары].
Содержание СРС: [перечень работ].
Формы текущего контроля: [тест/практикум/эссе].
Учебно-методическое обеспечение: [литература, ЭОР].
Материально-техническое обеспечение: [ПО, оборудование].
Кадровое обеспечение: [ФИО разработчиков/преподавателей].
Контрольные вопросы/критерии оценивания: [перечень].

Оценка качества освоения программы
Формы текущего и промежуточного контроля
  • Тестирование: онлайн/офлайн по темам программы.
  • Практические (симуляции/кейсы): критерии оценки медиативных действий.
  • Письменные работы/проекты: отчеты, проекты, анализ кейсов.
  • Рефлексивные материалы: дневник, портфолио.
  • Презентации/видео: индивидуальные/групповые.
  • Защита итоговой работы: при предусмотренности.

Оценочные материалы (Приложение 1)
  • Формат 1: Онлайн-тесты.
  • Формат 2: Практические задания (симуляции, ролевые игры).
  • Формат 3: Письменные работы и проекты.
  • Формат 4: Защита проектов.
  • Формат 5: Рефлексия и обратная связь.

Методические материалы (Приложение 2)
  • Учебные пособия, планы, презентации, задания, видео, оценочные формы, справочники, онлайн-ресурсы.
  • Организационно-педагогические условия
  • Кадровые требования
  • Квалификация педагогов: профильное высшее образование/опыт/повышение квалификации.
  •   Виды привлечения: штат/внешние специалисты.

Материально-технические условия
  • Учебные помещения/вебинарная аудитория: специализированный кабинет для вебинаров.
  • Оборудование: ПК/ноутбук, камера, микрофон, акустика, принтер; стабильный интернет-канал. Типовые характеристики и требования указываются без конфиденциальных данных.
  • ПО и доступ: ЛМС GetCourse, офисные пакеты, видеосвязь.
  • Требования к рабочему месту преподавателя: согласно локальным актам организации.

Информационная среда и ИКТ
  • Платформа дистанционного обучения:.
  • Требования к интернет-каналу: обеспечивающие устойчивую связь и одновременные сессии; доступность 24/7 с регламентными перерывами.
  • Поддержка и регламенты: сопровождение слушателей и преподавателей; хранение результатов в ЛМС и архиве организации.

Информационные и учебно-методические условия
  • Формы взаимодействия: вебинары, чат, консультации.
  • Дополнительные электронные ресурсы:
  • Обратная связь и сопровождение: каналы и сроки реакции — по регламентам ЛМС.

Итоговая аттестация
  • Вид ИА: итоговый проект/экзамен/портфолио/квалификационный экзамен.
  • Требования к итоговой работе: структура, объем, критерии, процедура защиты — устанавливаются РПД и локальными актами.
  • Комиссия: состав и требования — по локальным актам.

Руководитель и составители программы
Блок утверждения УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор организации [Подпись] [м.п.] «21 июля 2025 г.»

Приложения

Приложение 1.
Оценочные материалы
Банк тестов по модулям.
Шаблоны кейсов и ситуационных задач.
Критерии оценивания (тесты/практика/письменные/презентации).
Шаблоны рубрик и чек-листов.

Приложение 2.
Методические материалы
Учебно-методические комплексы по модулям.
Презентации, планы занятий, видеолекции.
Список основной и дополнительной литературы.
Перечень ЭОР и ссылок.

Приложение 3.
Учебный план (таблица для заполнения)
Поля:
Раздел
Модуль
Трудоемкость (всего; аудиторные: лекции/практика; СРС)
Текущий контроль (вид, количество)
Промежуточная аттестация (форма)
Примечания

Приложение 4.
Календарный учебный график (3 шаблона)
На 9 месяцев — таблица по месяцам (Т/П/СРС/ПАС/ИАС) с итогами.
На 6 месяцев — таблица.
На 3 месяца — таблица.
Made on
Tilda